9о-ые годы ХХ века в России
Фиалка рекомендует прочесть:
© 2012 «Ресторан-Фиалка». Разработка сайта— «Просто Сайт»

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

 

 

СВЕТКА.

автор: KALIBRI

Светка не отставала. Это не составляло ей особого труда, потому что в школьной секции по баскетболу она была капитаном команды. Мальчишки бежали быстро. Может быть, потому что Сашка в легком пальтишке, рукава которого были коротки. Мать упорно не разрешала ему надевать хорошее на гулянку. А на дворе зима, холод собачий. Сашке приходилось все время двигаться, хотя постоянное движение было свойственно его натуре. А может, торопились потому, что бежать не близко. Мальчишки молчали.


Сашке тринадцать, Тёме тринадцать, Илюхе двенадцать и Светке двенадцать. Неразлучная четверка. С раннего детства. Считай всю жизнь. Они жили на одной улице, гуляли вместе. Никто из мальчишек в играх и шалостях скидок на то, что Светка – девочка, не делал. Как-то в голову никому не приходило, как и ей самой. И не смотря на то, что у неё начала расти грудь, Светка отказывалась считать себя слабой девчонкой. Бежать не хотелось, к тому же, она не знала, куда они вообще бегут. Но Светка повелась на «слабо».
— Да подтолкни, Тём. Скользко блин.
На задах, в почерневшей от пара и влажности стене светилось небольшое окошко. Чтобы в него заглянуть, нужно было забраться на довольно высокий выступ фундамента. Все бы ничего, но из квадратной трубы-вентиляции, что торчала под козырьком крыши, валил пар. Под трубой на улице образовалась глыба льда, и в радиусе нескольких метров было скользко. Сашке все-таки удалось забраться, и он замер у окошка.
— Ну чё ты замер, Санек. Видно чего?
— Агаа, — промычал Санёк.
Тёма с Ильёй вскарабкались на фундамент, забыв про Светку. Она даже обрадовалась и хотела по-тихому смыться за угол, благо появился Туз – знакомый местный пес. Но Илюха обернулся.
— Ну, ты где, Светка, глянь.
Ей ничего не оставалось делать, как забраться. Окно, конечно, изрядно запотело, но было видно. Вон тётя Валя с тощим задом, вон тётя Галя с огромной грудью, вон старая бабка Надя с Полянской, наверняка по обыкновению громко выпустила газы, потому что все женщины засмеялись. «Хорошо, что мать сегодня в ночную на фабрике», — подумала Светка.
Они с матерью мылись здесь каждую неделю. Жили они в частном секторе, бани не было, поэтому, как и многие соседи, они ходили в районную, общественную. Светка с детства видела голыми всех соседок, ей было привычна вся та обстановка, пар, скользкий пол, алюминиевые тазы и бытовые разговоры женщин разных возрастов, часто переходящие в подтрунивания и насмешки.
— Вот это титясы!
— Ты на эту жопу посмотри!
— На какую? У той жирной штоль?
— Нее, вон у этой, тощей…
Мальчишки бурно обсуждали, а Светка улавливала какие-то необычные нотки в их голосах, чувствовала, что ей не хочется говорить об этом, смотреть в это окно и вообще, здесь находиться. Ей показалось, что мальчишки – одно целое, а она — отдельно.
— Светк, а у тебя когда такие же вырастут? — вдруг спросил Санёк. Ребята дружно заржали.
— Пошли вы! – как-то неожиданно для себя тихо ответила Светка и слезла с фундамента. Мальчишки не обратили на это никакого внимания.
Светка, незамеченная, завернула за угол. Туз бросился ластиться, и она смогла вдоволь погладить его без обычного окрика матери: «Куда чистая лезешь!». Были слышны голоса мальчишек, они всё так же обсуждали то, что удавалось увидеть. Светка побрела домой другой дорогой.

 

КАТЕРИНА.

автор: KALIBRI

Рассвет в жизни Кэт появился вдруг. Когда она родила ребенка. Вслед за рассветом появилась весна. Оказалось, что во дворе есть тополя, каштаны и сирень. Рассветы были и раньше, но они выступали фоном. И не было неба. В этой большой жизни Кэт давно не было неба…

Детство, детство имело небо, солнце, реку и ветер. Разноцветные листья под ногами и дождь. Снег, мороз и горки. Ручьи, почки, запахи и радость. Все это было снаружи и внутри. Потом забылось, оставив общие понятия…
Когда Кэт влилась в большой город, значение приобрел «внутренний мир». Казалось необходимым сделать его «богатым». Идеи, понятия, неразрешимые вопросы, поиски истины в бесконечных разговорах с созвучными людьми. Всё остальное являлось не живым приложением…
Ребенок родился в конце весны. И это – «вдруг», которое «полностью изменит жизнь», как обещали знающие люди, вдруг проявилось с неожиданной стороны. Ребенок был. Спал, ел, выделял. Но его существование не откликалось внутри Кэт. Она прислушивалась…
«Вдруг» оказалось вокруг. Небо, проявления весны, птицы. Кэт вспоминала…
Ей открылось, что времена суток наполнялись своими звуками. Соседи реализовывали определенные распорядки и стояли на своих позициях. Двор имел свою собаку, ворону, своих людей с личными радостями и почтальона с непростой жизнью. А город не имел кислорода. Город терял значение. Всё повторялось изо дня в день и это повторение приобретало смысл…
И всё меньше людей звали её — Кэт. Утихали внутренние монологи. Проявлялось умиротворяющее безмыслие. Ощущалось присутствие в настоящем моменте. Катерина присматривалась. Всматривалась…

 

МАШКА.

автор: KALIBRI

1. НАТУРА. ШКОЛЬНЫЙ ДВОР.
МАША, МАЛЬЧИК (подростки 11-12 лет), ШКОЛЬНИКИ.
Мальчик убегает от девочки.

МАЛЬЧИК.
Отстань от меня, Машка…Что пристала…
Дура что ли?

Школьники показывают на бегающих пальцами и смеются. Маша останавливается.

МАША (тихо).
Сам дурак.

 

2. ИНТЕРЬЕР. ДОМ В ДЕРЕВНЕ.
БАБА МАША, НАДЕЖДА, СОБАКА МАШКА.
Надежда ходит по дому, распаковывает вещи из коробок, расставляет по местам. Баба Маша пытается помогать, но только мешает. Собака всё время около Бабы Маши, отчего возникает толчея и толкотня. Надежда сдерживает раздражение.

НАДЕЖДА
Будете здесь на природе с Машкой. Раздолье, свежий воздух. Что вам в городе в четырех стенах.

Баба Маша находит фото на котором она, моложе, в костюме клоуна, рядом собака Машка в смешной шапочке. Баба Маша ставит фото на видное место, но Надежда тут же переставляет на верхнюю полку комода. Баба Маша пытается снять фото, но ей трудно дотянуться. Она достаёт из коробки клоунский нос, надевает, пытается рассмешить Надежду.

НАДЕЖДА
Мама, ну я прошу тебя…

Баба Маша покорно снимает нос, отдаёт Надежде. Та бросает его к печке.

Подружишься со сверстниками. И пожалуйста, мам, без этих своих клоунский штучек. Всё таки возраст. И вообще, ты давно на пенсии.

Баба Маша незаметно поднимает клоунский нос и прячет за спину.

3. ИНТЕРЬЕР. КВАРТИРА.
МАША, МАМА.
Мама ходит по квартире, собирает вещи в чемодан. Говорит неубедительно.

МАМА
И незачем так расстраиваться. Знаешь, сколько их у тебя еще будет. Зачем ты за ним бегаешь? Подумай о самоуважении, о достоинстве. Ведь ты же девочка.

МАША
Ничего не хочу. И жить не хочу. Нет. Хочу зарезаться. Ножницами.

МАМА
«В деревню, в глушь, в Саратов», как говорил классик. Развеемся. В дороге купим кучу ненужных вещей. Лето, каникулы, жизнь прекрасна и удивительна.

Мама еще что-то бодро говорит, Маша стоит и смотрит в одну точку отсутствующим взглядом.

4. ИНТЕРЬЕР. ДОМ БАБЫ МАШИ.
БАБА МАША, СОБАКА МАШКА, НАДЕЖДА.
Баба Маша смотрит в окно. Радом собака Машка. В окно видно, как Надежда выглядывает из машины с улыбкой, но видит Бабу Машу, улыбка с ползает с её лица, она машет, и уезжает. Баба Маша поворачивается в профиль, на носу клоунский нос. Она смотрит на Машку.

БАБА МАША
Ну что, подруга. Будем, значит, жить.

Баба Маша показывает Машке гримасу. Та виляет хвостом и преданно смотрит на хозяйку.

5. НАТУРА. ДВОР ДЕРЕВЕНСКОГО ДОМА.
МАША, МАМА.
За дверью слышны голоса – ругань. Выбегает Маша, в дверях появляется мама.

МАМА
Машенька, давай поговорим.

МАША
Всё это гадость, гадость. Не надо меня веселить. Ты ничего не понимаешь.

Уходит на улицу.

Гадость, гадость.

Мама стоит растерянная в дверях. На лице виноватая улыбка.

6. НАТУРА. УЛИЦА.
МАША, БАБА МАША.
Маша расстроенная идёт по улице. Слышатся крики.

БАБА МАША
Машка! Машка! Машка!

Маша останавливается и идёт к дому, откуда доносится крик. На крыльце стоит старушка.

БАБА МАША
Машка, куда ж ты подевалась паразитка такая!

Маша подходит ближе.

МАША.
Я здесь.

Баба Маша смотрит на неё и расплывается в улыбке.

7. ИНТ. ДОМ БАБЫ МАША.
МАША, БАБА МАША.
Маша осматривается. Камера движется по афишам цирка на стенах, фото, на которых Баба Маша в костюме клоуна и с собакой Машкой. Баба Маша ходит по кухне, собирает к чаю.

БАБА МАША
Ты Машка и я Машка. Значит – тёзки.
И собака моя, такая-растакая, тоже, значит, Машка. Древняя у меня собака, как и я. Со вчерашнего дня дома нет. Куда запропастилась, ума не приложу. Подай-ка мне Машк, воон ту коробочку.

Маша забирается на стул и достаёт разноцветную коробочку со шкафа, который уставлен разными вещами. Рассматривает. Всё это время Баба Маша говорит.

БАБА МАША
Дочь моя, Надежда. (напевает: «Надежда, мой компас земной»). Так вот, она как понаедет, как пораспихает всё на верхние полки да по углам. Порядок ей нужен. А у меня свой порядок. И на верхотуру я уже лазить не могу. Так и сижу в этом порядке-беспорядке, пока добрый человек не поможет достать. А ты открой.

Маша открывает коробку, оттуда выскакивает клоун на пружине. Она начинает смеяться. А Баба Маша хитро улыбается.

БАБА МАША
То-то.

8. ИНТ. ДОМ БАБЫ МАШИ.
МАША, БАБА МАША.
Пьют чай.

МАША
А Вы, Баб Маш, клоуном были?

БАБА МАША
Не клоуном, а клоунессой. Это, я тебе скажу, разница. И давай на «Ты», тёзки как-никак. Служила клоунессой, в нашем областном цирке. И Машка моя, собака, тоже со мной, а до Машки её мать, тоже Машка. Парам!

Откуда ни возьмись у Бабы Маши появляется красный нос. Она начинает показывать номер с фокусами, но выходит у неё неловко, т.к. руки не слушаются. Маша смеётся, и Баба Маша, вдохновлённая продолжает, не обращая внимания на недочёты.

9. ИНТ. ДОМ МАШИ.
МАША, МАМА.
Маша в комнате перед зеркалом наносит себе на лицо клоунский грим. Получается похоже. Мама заглядывает в дверь, и некоторое время наблюдает, как Маша перебирает гримасы. Мама прикрывает дверь. По щеке у Маши бежит слеза.

10. НАТУРА. ДВОР ДОМА БАБЫ МАШИ.
БАБА МАША.
Стоит на крыльце.

БАБА МАША
Машка! Машка! Машка! (тихо) Неужели ты, Машка моя, помирать пошла.

11. ИНТ. ДОМ БАБЫ МАШИ.
МАША, БАБА МАША.

БАБА МАША
Мне без тебя, Машк, не справиться. Я уже знаешь сколько времени за калитку не выходила, страшно сказать. Устроим с тобой приключение, а?

МАША
Хорошо, баб Маш.

12. НАТУРА. ДОРОГА В ПОЛЕ.
МАША. БАБА МАША.
Дорога спускается вниз. Вдали виден лес.

БАБА МАША.
Машка! Машка!

МАША
Машка! Машка!

БАБА МАША
А ты, Машка, не печалься. За моим мужем – Колюнькой, знаешь, сколько девчонок бегало! Парень был видный. Всё за мной ходил. Я говорю: «Что ты, Колюнь, всё за мной ходишь? Вон, какой у тебя выбор богатый». А он мне: «Женщину, Маш, надо добиваться, тогда и к ней уваженье, и сам перед собой выходишь настоящим мужиком». Так и прожили с ним всю жизнь, душа в душу.

Они подходят к лесу, зовут Машку. Маша помогает Бабе Маше присесть на пенек.

МАША
А вдруг всё-таки уйдёт к другой, баб Маш?

БАБА МАША
В том, Машка и правда, что пока будешь за мужиком бегать, он будет бегать от тебя. Закон жизни. А у страха, Машка, глаза велики, да не видят ничего. Поэтому не бойся, а смейся своему страху в его глазищи.

Маша срывает цветок, что растёт поблизости и дарит Бабе Маше, та замирает в полупоклоне. Они смеются. Продолжают говорить.

13. НАТУРА. ЛЕС.
МАША, БАБА МАША.

БАБА МАША
Устала я, Машк. Помоги.

Маша помогает Бабе Маше прилечь на землю.

БАБА МАША
Чувствую я, нет больше Машки. А мне без неё нельзя, понимаешь. У нас с ней договор был – помирать, так вместе. Ты беги домой. Вечереет уже, родители волнуются, что ты там опять с этой бабкой… (делает клоунскую гримасу, через силу смеётся). Я отдыхать буду. Беги.

МАША
Баб Маш, я мигом, кого-нибудь позову и обратно. Ты только не умирай, Баб Маш…

БАБА МАША
Эх, Машка, ты главное не вешай нос (улыбается).

Маша суетится, бежит, оборачивается, возвращается, убегает.

14. НАТУРА. ЛЕС.
МАША, МАМА, ЖИТЕЛИ ДЕРЕВНИ.
Люди ищут Бабу Машу у того места, где Машка её оставила. Кричат. Машка останавливается и смотрит в лес.

15. НАТУРА. ШКОЛЬНЫЙ ДВОР.
МАША, МАМА.
Маша идёт за руку с мамой. Она спокойна, задумчива. Мама что-то не переставая рассказывает и пытается уловить настроение дочки, украдкой смотрит на неё. Маша вежливо реагирует на мамины разговоры. Проходят мимо компании, где стоит тот Мальчик. Маша не обращает на него внимания. Компания прерывает разговор. Молча провожают Машу и Маму взглядом.

16. НАТУРА. ШКОЛЬНЫЙ ДВОР.
МАША, БАБА МАША.
Из-за дерева появляется Баба Маша, она значительно моложе, в полном клоунском наряде, в гриме. Её видит только Машка. Баба Маша показывает пантомиму, делает ободряющие жесты. Потом прощается и уходит за дерево. Маша улыбается.

 


Оставить комментарий

Загрузить аватар




Нравится